В XV в. итальянская скульптура переживала расцвет. Она приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые жанры. Не только градоправители, но и богатые купеческие и ремесленные гильдии все больше стали нанимать мастеров для работы над различными проектами, проводя художественные конкурсы. Исходным пунктом истории скульптуры раннего Возрождения традиционно считается конкурс 1401 года на вторые (северные) двери флорентийского баптистерия, по композиции аналогичные дверям Андреа Пизано.
Тот факт, что наибольшее общественное признание получили конкурсные рельефы двух самых молодых, еще почти безвестных участников этого соревнования — Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти, сам по себе символичен, ибо оба рельефа, выполненные на заданную тему «Жертвоприношение Авраама», выходят за пределы тречентистских традиций. При всем различии найденных Гиберти и Брунеллески решений их объединяет несомненный интерес к античности и к новым веяниям в пластике.
Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. Окончательный исход конкурса, по-видимому, решили гармоническая слаженность композиции и более высокое мастерство отливки у 23-летнего Гиберти.
Скульптор и строитель, вместе с Брунеллески возводивший купол флорентийского собора, в молодости пробовавший силы как живописец и ювелир, первый историк итальянского искусства, Лоренцо Гиберти был одной из ведущих фигур начального периода раннего Возрождения.
Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, Гиберти, в творчестве которого главным были равновесие и гармония всех элементов изображения, посвятил жизнь одному виду скульптуры — рельефу. Его искания достигли вершины в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425-1452 гг.), которые Микеланджело назвал «Вратами рая». Составляющие их десять квадратных композиций из позолоченной бронзы передают глубину пространства, в которой сливаются фигуры, природа, архитектура. Они напоминают выразительностью живописные картины.
Гиберти принадлежал к мастерам, испытавшим явное воздействие того направления в поздней готике, которое нередко называют «мягким стилем».
Но утонченная стилистика поздней готики преломлена у Гиберти через возвышенную гармонию, увиденную в античных памятниках. И если предшественники Гиберти, украшавшие в 90-х годах XIV века Порта делла Мандорла флорентийского собора, еще не шли дальше повторения античных мотивов, то прекрасный обнаженный Исаак в конкурсном рельефе вторых дверей флорентийского баптистерия Гиберти — это поразительное для начала XV века открытие сквозь призму античности живой красоты человеческого тела. В еще большей мере поражают тем же качеством рельефы третих дверей баптистерия. В некоторых из них («Изгнание торгующих из храма», «Бичевание» и др.) как бы сливаются воедино благородство античной пластики и изысканная стилизация готики.
Мастерская Гиберти стала настоящей школой для целого поколения художников. В его мастерской работал и учился молодой Донателло, в будущем великий реформатор итальянской скульптуры, а также известные художники, как Микелоццо, Чуффаньи и Мазолино, Уччелло и Беноццо Гоццоли.