Последние годы своей жизни Донателло провел во Флоренции, работая до глубокой старости. Драматическое начало и усложненность художественного видения, воплотившиеся в скульптурах падуанского алтаря, достигли апогея в последних работах Донателло. Необычны герои произведений позднего периода творчества Донателло.
Церковные кафедры стали последними работами скульптора, завершили их уже его ученики в 1461-1466 гг.
Сложность искусства позднего периода творчества Донателло свидетельствует о душевной драме старого мастера. В этой драме многое допускает различные толкования. Но несомненно, что характер поздних работ Донателло связан с глубоким переломом, в них прослеживается печаль, усталость, трагичность.
Необычны для Донателло, всегда тяготевшего к пластической обобщенности, беспощадная натурная точность передачи строения старческих лиц, костлявых полуобнаженных тел, набухших жил, острое беспокойство пластического языка, изрытая, рваная фактура.
В целом в середине XV столетия флорентийская скульптура постепенно утратила монументальный характер, черты героики и драматической экспрессии. Все более широкое распространение получили светские и бытовые мотивы, быстро распространился скульптурный портрет.
Вазари так рассказывает о последних днях великого скульптора:
«Он оказался настолько разбитым параличом, что работать уже никак не мог и был непрерывно прикован к постели в бедном домике, который он имел на Виа дель Кокомеро, поблизости от женского монастыря Сан-Никколо, где, хирея изо дня в день и постоянно угасая, и преставился 13 декабря 1466 года».
Великий скульптор Раннего Возрождения был погребен с большими почестями в церкви Святого Лаврентия, украшенной его работами.