Донателло создал сложную по композиции и выразительную бронзовую скульптурную группу «Юдифь и Олоферн» (ок. 1455-1457 гг.).
«... отлитая в металле, показывает Юдифь, отрезающую главу Олоферна, располагалась на площади под одной из арок лоджии. В этой превосходная и искусная работа, которая изображает Юдифь в простом одеянии, Донателло показывает зрителю женскую скрытую отвагу и внутреннюю силу, полученную от Бога. Опьяненный спящий Олоферн не ощущает приближающейся смерти, его душа холодная и безвольная. Донателло так хорошо выплавил это изваяние – изящное и прекрасное, а затем он закончил его так тщательно, что просто чудо»
Вазари.
Вероятно, Донателло был весьма доволен результатом своей работы, что подписал статую «DONATELLI OPUS», что делал довольно редко.
В период Ренессанса мастера нередко обращались к женскому героическому и пленительному образу Юдифи, в одиночку победившей завоевателей, как и юный Давид. «Книга Юдифи» относится к числу неканонических писаний и не включена в состав Канонической Синодальной Библии, описывает, как благочестивая вдова из Ветилуи поразила ассирийского военачальника, армия которого осадила ее родной город (главы 8 9 10 11 12 13 14 15 16).
Маленькая, хрупкая фигурка скромно одетой Юдифи, замерла в оцепенении, подняв над головой меч и глядя перед собой сурово-отрешенным взглядом, нависнув над жертвой - расслабленным, побежденным вином Олоферном. Хотя в целом композиции недостает убедительности, образы поражают своим замыслом. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений Раннего Ренессанса, ее выразительное лицо прекрасно и величественно. Этот героический женский образ является воплощением мужества и храбрости, которые Бог дарует уповающим на Него. Противоположное впечатление производит полусонный пьяный Олоферн, покорно подставляющий свою голову под меч.
Вероятно, заказ на эту статую поступил от Козимо Медичи около 1455-1457 года, и она изначально предназначалась для украшения фонтана в саду Палаццо Медичи-Риккарди. После падения тирании Медичи в 1495 ее разместили у главного входа в палаццо Веккьо на пьяцца делла Синьория как символ свободы Флоренции; затем ее переместили во внутренний дворик, впоследствии на Лоджию деи Ланци где во времена коммуны заседал совет приоров, управляющий городом, а в 1919 снова вернули на пьяцца делла Синьория и расположили на более высокой платформе, рядом со статуей льва - символом Флоренции и «Давидом» Микеланджело. В 1980 ее отправили на реставрационные работы и на ее месте поместили бронзовую копию, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккьо. Спланированная как свободно стоящая скульптура, прекрасно обозреваемая со всех ракурсов, вероятно, она предшествовала созданию статуи Иоанна Крестителя из Сиенского собора.