www.donatelo.ru

Донателло
Скульптуры и биография

Рельефы кафедр церкви Сан Лоренцо, скульптор Донателло (ок. 1461—1466)

Четвертый период творчества. Поздние скульптуры Донателло (1454-1466)

Кафедры церкви Сан Лоренцо. Скульптор Донателло / www.donatelo.ru Последняя работа Донателло, выполненная вероятно по заказу его покровителей - семейства Медичи - это рельефы двух бронзовых кафедр церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Работа была начата около 1460 и закончена уже после смерти Донателло его помощниками около 1470. На выступе кафедры слева от рельефа «Мученичество Святого Лаврентия» стоит дата «1465 adi 15 Gug» (15 июня 1465 г.).

В прекрасных и трагических по настроению рельефах кафедр, похожих на саркофаги, мастер то добивается странных иллюзионистических эффектов, вынося отдельные фигуры за пределы обрамления, то делает рельеф таким плоским, а струящиеся тонкие линии столь неощутимо-легкими, что изображение как бы лишается материальности.

Эти неистовые бурные сцены рельефов кафедр церкви Сан Лоренцо - одни из самых глубоких и драматичных образов во всем христианском искусстве. Несмотря на пессимизм и драматизм созданных образов, их духовную глубину и сложность, им присуща большая человечность и одухотворенность.

Пять рельефов северной кафедры изображают Страсти Христа, шесть рельефов южной кафедры - Мистические преображения Христа и «Мученичество Святого Лаврентия».

«Борение в саду»

«Христос перед Пилатом и Каиафой»

«Распятие»

«Снятие со креста»

«Положение во гроб»

«Марии перед гробницей»

«Мученичество Святого Лаврентия»

Во время работы Донателло помогали ученики, имена двух из них известно - Бертольдо и Беллано, после сам после смерти мастера они завершили рельефы. Особенно очевидно их участие в рельефах «Снятие со креста» и «Положение во гроб», проявляется в чрезвычайно вытянутых фигурах и в степени законченности рельефов. Вероятно, «Борение в Саду» было выполнено лично Донателло, в этом рельефе явственно проявляется связь с его ранними работами. В целом же рельефы наследуют стиль Гиберти, от ландшафта до мягких линий изображения групп учеников.

Барельефы сначала моделировались в воске, вероятно, Донателло, пока мог, руководил этим процессом лично. Но понемногу прогрессивный паралич ограничил его участие, вынуждая передать работу в руки учеников, возможно, все же он продолжал руководить ими еще некоторое время. На момент смерти мастера 13 декабря 1466, две кафедры еще не были установлены на своем месте. Это произошло только в 1515 году, когда папа римский Лев X посетил Флоренцию, причем в полном соответствии эскизу Донателло.