Как и статую Святого Евангелиста Марка, для церкви Ор Сан Микеле скульптор Донателло создал одну из своих самых знаменитых статуй – статую Святого Георгия, ставшую одной из вершин его творчества, один из самых гармоничных образов искусства Раннего Ренессанса. Позже она была перенесена в Национальный музей Барджелло во Флоренции. В этом изваянии Донателло как бы сконцентрировал героический дух раннего итальянского Возрождения.
Статуя представляет собой двухметровое скульптурное изображение юного рыцаря со щитом в руках и является первой портретной статуей Донателло.
Статуя Святого Георгия была выполнена по заказу цеха оружейников, согласно их желанию, святой покровитель их цеха был наделен множеством атрибутов - символами их ремесла: голову Святого воителя украшал бронзовый шлем, в правой руке он держал меч или копье, левой прижимал к груди ножны.
Молодой герой стоит, опираясь на узкий, высокий щит с изображением креста, величественно и непоколебимо, как скала, готовый отразить любую атаку, Гибкий, стройный Георгий являет собой идеал сильной личности, прекрасного человека, созвучный эпохе гуманизма, и позднее повторялся во многих произведениях мастеров итальянского Ренессанса. У него сосредоточенный, глубокий взгляд, его торс защищен легкими латами, небрежно наброшенный плащ покрывает плечи. Героический образ Святого, излучающий мужественную энергии, воплощает красоту молодости, мужество и доблесть воина, он ярко индивидуален, почти портретен, что типично для искусства раннего Возрождения. Вазари восхищенно описывал статую: «... голова ее выражает красоту юности, смелость и доблесть в оружии, гордый и грозный порыв, и во всем изумительное движение, оживляющее камень изнутри. И, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе — столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение руками Донато».
На первый взгляд Святой Георгий изображен в строгой фронтальной позе, однако фигура полна сдержанного движения - правое плечо и рука слегка отведены назад, правая нога отодвинута вглубь, голова чуть повернута, левое плечо выдвинуто, в нем своеобразно сочетаются замкнутость мраморного блока, рельефность и насыщенность движением.
Статуя Георгия раннеренессансного типа органично вливается в интерьер готической ниши, благодаря тому, что в статуе сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, правой руки, перекрестье щита, шея, нос), но избыточной энергии, заключенной в мужественной фигуре, словно тесно в узкой нише. Мастеру оставалось сделать только шаг до свободно стоящего изваяния - таковой стала статуя «Изобилие» (1428-1431), помещенная наверху колонны на флорентийском рынке, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней.
Cвятого Георгия часто изображали и до Донателло, но обычно в виде всадника в рыцарских доспехах, поражающего дракона копьем - эта сцена изображена на рельефе цоколя статуи. Самый ранний рельеф Донателло «Битва Святого Георгия с драконом» был революционным для своего времени, он стал первым рельефом нового, т.н. живописного, типа.
«Сравнив ее со скульптурами готических соборов, мы увидим, как решительно порвал Донателло связи с прошлым. Готические статуи, выстроившиеся торжественными рядами по сторонам порталов, кажутся парящими бесплотными пришельцами из иного мира. У Донателло святой Георгий твердо стоит на земле, его ноги словно приросли к ней, как у воина, решившего не отступать ни на шаг. В его лице нет ни безмятежности, ни отрешенности средневековых святых - весь энергия и собранность, он словно следит за приближающимся врагом, оценивая его силу, руки покоятся на щите, а напряженный взгляд выражает решимость и гордый вызов. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание.
Но внимания заслуживает не только сила воображения итальянского скульптора, воплотившего свое индивидуальное видение рыцарственного святого, но и новый подход к решению пластических задач. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. Подобно Мазаччо, Донателло противопоставил стилевым изыскам своих предшественников энергию натурных изысканий. Такая лепка рук, сведенных бровей могла возникнуть только при самостоятельном, не зависимом ни от каких образцов исследовании натуры. Флорентийские мастера начала XV века, по примеру обожаемых ими греков и римлян, предались штудиям живой модели в разных позах и поворотах. Именно этим новым подходом, переключением творческих интересов объясняется замечательная убедительность статуи Донателло»
Эрнст Гомбрих.
После создания скульптуры Святого Георгия, за Донателло утвердилась слава величайшего скульптора Флоренции, неизменное покровительство оказывал ему неофициальный правитель города.