www.donatelo.ru

Донателло
Скульптуры и биография

Мраморный рельеф «Битва Святого Георгия с драконом»,
скульптор Донателло (ок. 1417)

Первый период творчества. Ранние скульптуры Донателло (1408-1433)

Рельеф Битва Святого Георгия. Скульптор Донателло / www.donatelo.ru Мраморный рельеф «Битва Святого Георгия с драконом» (ок. 1417 г., Национальный музей Барджелло, Флоренция) на цоколе статуи Святого Георгия, созданный для флорентийской церкви Ор Сан Микеле, является самым ранним рельефом Донателло.

Скульптор создал новый тип рельефа, т.н. живописный. Именно в «Битве Святого Георгия с драконом» был заложен принцип, характерный для так называемого rilievo schiacciato, или «сплющенного рельефа», приближавший рельеф к живописному изображению, возникновение которого стал возможен благодаря усилению реалистических тенденций в искусстве Ренессанса.

В первом своем рельефе Донателло использовал линейную перспективу, вероятно под влиянием работ его друга Брунеллески. Плоскость картины уподобляется у него сечению «зрительной пирамиды»; все параллельные линии, уходящие в глубину, изображаются сходящимися в одной точке (так называемая «точка схода») на линии горизонта.

В высоком рельефе Донателло изобразил фигуры Георгия, лошади и дракона, в более низком - принцессу, в легком, развевающемся платье, в изгибе фигуры которой еще прослеживаются готические веяния.

Слева на рельефе расположена пещера дракона в скале, а справа — портик ренессансного типа с коринфскими колоннами, изображенными в перспективе.

Новый прием Донателло для фонового изображения рельефа - холмистого пейзажа - так называемый rilievo schiacciato, «сплющенный рельеф», добавляет особый художественной выразительности. В целом в этом произведении Донателло мастерски достиг иллюзии глубины, причем не только соотношением выступающих и заглубленных элементов, сколько перспективным построением композиции, использование которой позволило придать изображению структурное и эстетическое единство, подчинить ее строгим законам пропорциональных отношений.