Первый период. Ранние скульптурные работы (1408-1433)

Мраморная статуя. Справа от Порта делла Мандорола. Флорентийский кафедральный собор Санта-Мария дель Фьоре. Скульптор Донателло / www.donatelo.ru Первым периодом творчества можно считать годы до 1433, когда Донателло работал в основном над украшением кафедрального собора и церкви Ор Сан Микеле во Флоренции. Уже первые крупные работы мастера поставили Донателло в исключительное положение среди современников, в них выявлялось исключительное своеобразие его творческих поисков.

Он выполнил две фигуры для фасада флорентийского собора:

- статуя Давида-победителя (1408-1416, Национальный музей Барджелло, Флоренция),

- статуя сидящего Иоанна Богослова (1408-1415, музей Собора, Флоренция).

Для церкви Санта Кроче мастер вырезал

- деревянное «Распятие» (1412-1413)

В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Луки - гильдию живописцев, как живописец, скульптор и золотых дел мастер. В ранний период творчества Донателло был подлинно народным художником, выполняя почти исключительно общественные заказы (коммуны, цехов, церквей). Он создавал свои статуи для широкого обозрения - для площадей и фасадов. Позднее Донателло выполнял и частные заказы. Его слава быстро росла и все, что выходило из его рук, неизменно удивляло современников своей неожиданной новизной.

Предназначенные для фасада церкви Ор Сан Микеле во Флоренции статуях святых, которые находились в наружных нишах, сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов:

- статуя Евангелиста Марка (1411-1413, церквь Ор Сан Микеле, Флоренция) ,

- статуя Святого Людовика Тулузского (ок. 1413), музей Санта Кроче, Флоренция),

- статуя Святого Георгия с рельефом на цоколе «Битва Святого Георгия с драконом» (1415-1417, Национальный музей Флоренции).

К числу ранних произведений мастера принадлежат:

- статуя льва «Марцокко», символ Флоренции (1418-1420)

- мраморный рельеф «Мадонна Пацци» (ок. 1422)

- Работы для Сиенского собора (1423-1429)

- Гробница Бальдассаре Коша, антипапы Иоанна XXIII (1425-1427)

- Статуи пророков флорентийской колокольни (1418—1436)

- Реликварий-бюст Сан Россоре (1425-1427)

- Гробница кардинала Райнальдо Бранкаччи (1427-1428)

- мраморный рельеф «Вознесением Марии» (1427-1428)

Со времен Джованни Пизано итальянская скульптура не знала такой масштабности, внутренней силы, интенсивной жизни образов, такой пластической мощи и богатства языка. В скульптурах Донателло находит воплощение образ человека, излучающего спокойную уверенность, мужественную твердость, возвышенный героизм, наделенного новой мерой конкретности и жизненной активности, естественности и простоты. Гармония этих статуй иного порядка, чем у современников Донателло — Лоренцо Гиберти и Нанни ди Банко. Однако в ранних работах Донателло еще заметны готические веяния, позднее скульптор пришел к созданию новых классических форм, соединив античное и современное.

В своих произведениях Донателло стремился к объективной правильности пропорций и построения фигуры, а также учитывал впечатление, которое будет производить статуя, установленная на предназначенном ей месте. По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают совершенно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте».