www.donatelo.ru

Донателло
Скульптуры и биография

Первый период творчества. Ранние скульптуры Донателло (1408-1433)

Мраморный рельеф «Мадонна с Младенцем и ангелами». Скульптор Донателло / www.donatelo.ru Первым периодом творчества Донателло считаются годы до 1433, когда Донателло работал в основном над украшением кафедрального собора и церкви Ор Сан Микеле во Флоренции. Уже первые крупные работы мастера поставили Донателло в исключительное положение среди современников, в них выявлялось исключительное своеобразие его творческих поисков.

Статуи для фасада флорентийского собора:

Cтатуя Давида-победителя

Статуя сидящего Иоанна Богослова

Для церкви Санта Кроче мастер вырезал:

Деревянное «Распятие»

В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Луки - гильдию живописцев, как живописец, скульптор и золотых дел мастер. В ранний период творчества Донателло был подлинно народным художником, выполняя почти исключительно общественные заказы (коммуны, цехов, церквей). Он создавал свои статуи для широкого обозрения - для площадей и фасадов. Позднее Донателло выполнял и частные заказы. Его слава быстро росла и все, что выходило из его рук, неизменно удивляло современников своей неожиданной новизной.

Предназначенные для фасада церкви Ор Сан Микеле во Флоренции статуи святых, которые находились в наружных нишах, сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов:

Cтатуя Святого Евангелиста Марка

Cтатуя Святого Людовика Тулузского

Cтатуя Святого Георгия с рельефом «Битва Святого Георгия с драконом»

Также к числу ранних произведений мастера принадлежат:

Статуя льва «Марцокко», символ Флоренции

Мраморный рельеф «Мадонна Пацци»

Работы для Сиенского собора

Гробница Бальдассаре Коша, антипапы Иоанна XXIII

Статуи пророков флорентийской колокольни

Реликварий-бюст Сан Россоре

Гробница кардинала Райнальдо Бранкаччи

Мраморный рельеф «Вознесением Марии»

Мраморный рельеф «Мадонна с Младенцем и ангелами»

Со времен Джованни Пизано итальянская скульптура не знала такой масштабности, внутренней силы, интенсивной жизни образов, такой пластической мощи и богатства языка. В скульптурах Донателло находит воплощение образ человека, излучающего спокойную уверенность, мужественную твердость, возвышенный героизм, наделенного новой мерой конкретности и жизненной активности, естественности и простоты. Гармония этих статуй иного порядка, чем у современников Донателло — Лоренцо Гиберти и Нанни ди Банко. Однако в ранних работах Донателло еще заметны готические веяния, позднее скульптор пришел к созданию новых классических форм, соединив античное и современное.

В своих произведениях Донателло стремился к объективной правильности пропорций и построения фигуры, а также учитывал впечатление, которое будет производить статуя, установленная на предназначенном ей месте.

По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают совершенно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте».