Четвертый период. Поздние работы (1454-1466)

Мадонна с Младенцем (Мадонна Челлини). Скульптор Донателло / www.donatelo.ru Последние годы своей жизни Донателло провел во Флоренции, работая до глубокой старости. Драматическое начало и усложненность художественного видения, воплотившиеся в скульптурах падуанского алтаря, достигли апогея в последних работах Донателло. Необычны герои произведений позднего периода творчества Донателло.

Старая отшельница Мария Магдалина (ок. 1454-1457, музей Собора, Флоренция)

Группа «Юдифь и Олоферн» (ок. 1455-1457, палаццо Веккьо)

Аскетический Иоанн Креститель (1457, собор, Сиена)

Рельефы двух бронзовых кафедр церкви Сан Лоренцо (1461—1466)

Церковные кафедры стали последними работами скульптора, завершили их уже его ученики (1461—1466).

Необычны для Донателло, всегда тяготевшего к пластической обобщенности, беспощадная натурная точность передачи строения старческих лиц, костлявых полуобнаженных тел, набухших жил, острое беспокойство пластического языка, изрытая, рваная фактура.

Сложность искусства позднего Донателло свидетельствует о душевной драме старого мастера. В этой драме многое допускает различные толкования. Но несомненно, что характер поздних работ Донателло связан с глубоким переломом, в них прослеживается печаль, усталость, трагичность. В целом в середине XV столетия флорентийская скульптура постепенно утратила монументальный характер и черты героики и драматической экспрессии. Все более широкое распространение получили светские и бытовые мотивы, быстро распространился скульптурный портрет.

Вазари так рассказывает о последних днях великого скульптора:

«Он оказался настолько разбитым параличом, что работать уже никак не мог и был непрерывно прикован к постели в бедном домике, который он имел на Виа дель Кокомеро, поблизости от женского монастыря Сан-Никколо, где, хирея изо дня в день и постоянно угасая, и преставился 13 декабря 1466 года».

Великий скульптор Раннего Возрождения был погребен с большими почестями в церкви Святого Лаврентия, украшенной его работами.