www.donatelo.ru

Донателло
Скульптуры и биография

Алтарь Кавальканти c рельефом «Благовещение», скульптор Донателло (ок. 1435)

Второй период. Расцвет творчества Донателло (1433-1443)

Алтарь Кавальканти c рельефом «Благовещение». Скульптор Донателло / www.donatelo.ru После возвращения из Рима, в начале второго флорентийского периода творчества Донателло создал алтарь Кавальканти c классически сдержанным рельефом «Благовещение» для церкви Санта Кроче. Донателло сумел придать античное богатство пластики прекрасному рельефу из простого серого камня, из которого изваян и алтарь, образы наделены пленительной жизненной непосредственностью.

Исследователи предполагают, что работа над алтарем была растянута на длительное время - обрамление было выполнено гораздо позже, другие считают, что это первая работа Донателло после возвращения из Рима.

Сюжет «Благовещения» - традиционный сюжет христианского творчества - изображен Донателло с большой убедительностью в форме напряженного диалога. Свой рельеф Донателло изобразил с большой естественностью, простотой и задушевностью. Фигуры ангела и Марии выполнены в невысоком барельефе на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Смущенная юная Мария отпрянула от неожиданно появившегося ангела, ее стан слегка склонен, прекрасное лицо дышит очарованием и чистотой молодости.

Коленопреклоненный ангел с классически правильными чертами лица держит себя свободно и непринужденно. Положение рук ангела и Марии перекликаются. С большим мастерством скульптор выполнил складки одеяний Марии и ангела.

Обрамление рельефа с античными мотивами богато украшено орнаментом, которое усиливается позолотой, которая была восстановлена в 1884 году. В верхней части скульптор изваял шесть фигурок путти, два из них возлежат, словно беседуя друг с другом, остальные стоят по двое по краям, кажется, что они боятся высоты и пытаются не упасть вниз, держась друг за друга и цветочные гирлянды.

«Свое имя он прославил созданием Благовещания из песчаника (pietra serena), который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Вокруг он изобразил цветочный узор... а наверху шесть младенцев, расположенных попарно, с цветочными гирляндами, друг друга обхватывают, будто боясь головокружительной высоты.

Большой талант и мастерство он проявил в фигуре Девы, испуганной внезапным появлением ангела, грациозно склоняется она, робко и почтительно приветствуя ангела.

В ее отражена лице кротость и благодарность за неожиданный Дар...»

Вазари.