www.donatelo.ru

Донателло
Скульптуры и биография

Алтарь Святого Антония церкви Сан Антонио в Падуе,
скульптор Донателло (1447-1450)

Третий период творчества Донателло. Работа в Падуе (1443-1453)

Алтарь Cвятого Антония. Скульптор Донателло / www.donatelo.ru В годы работы в Падуе Донателло вместе с помощниками создает со своими учениками один из самых грандиозных скульптурных ансамблей XV века — монументальный алтарь Cвятого Антония Падуанского для церкви, посвященной этому святому. В этой величественной базилике хранятся мощи францисканского монаха Святого Антония (1195-1231) (собственно Фернандо де Буйон), особо почитаемого католической церковью, который прожил последние годы жизни в Падуе, где и умер 13 июня 1231 г., год спустя был канонизирован.

Пятиметровый скульптурный алтарь включал в себя 7 больших бронзовых статуй и более 20 рельефов (из них 5 крупных рельефов), поражает разнообразием использованных материалов (бронза, мрамор, камень, смальта). Такие большие скульптурные алтари были известны лишь готическому искусству. Но Донателло создал новый тип алтаря, где каждая скульптура приобретает самостоятельное значение. Форма этого алтаря оказала значительное влияние на облик живописных алтарных образов Мантеньи, Кривелли и Джованни Беллини.

Этот грандиозный алтарь открывает последний этап творчества Донателло, отмеченный нарастающим драматизмом мировосприятия. и усложненностью художественного видения, достигающие апогея в последних работах Донателло.

В 1579 г. алтарь был разобран, в конце XIX в. оставшиеся части алтаря вновь установили в соборе, первоначальная расстановка фигур была изменена.

Не дошедший до наших дней балдахин на 8 колоннах, поставленных на высокий постамент, украшенный рельефами, должен был обрамлять построенную на строгой симметрии скульптурную композицию - статуи Мадонны и шесть фигур святых, возвышающуюся в центре необъятного, сумрачного интерьера собора.

Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, в окружении шести статуй святых (Св. Франциска, Св. Антония и др.). Считается Донателло начал работу над украшением алтаря с десяти рельефов музицирующих путти. Возможно, выполнил их собственноручно или же создал набросок к ним и лишь руководил работой помощников. Темные бронзовые фигуры изображены в скорбной застылости и в то же время полны внутреннего беспокойства, скрытой тревоги.

Бронзовое Распятие помещено теперь высоко над алтарем. Известно, что алтарь Св. Антония украшали рельефы:

- четыре барельефа в бронзе «Чудеса св. Антония»

- четыре барельефа в бронзе с символами Евангелистов,

- барельеф с мертвым Христом, поддерживаемым двумя путти,

- двенадцать рельефов с музицирующими ангелами,

- рельеф со сценой «Положение во гроб».

В убранстве алтаря скульптор использовал цветной мрамор и смальту, а золочением и серебрением бронзовых частей достиг удивительных изобразительных эффектов.