Замечательны четыре рельефа, представляющие эпизоды из жизни Святого Антония, покровителя Падуи - «Чудеса Св. Антония», украшающие цоколь падуанского алтаря.
Это вершина излюбленного Донателло rilievo schiacciato — плоского, «сплющенного рельефа», создающего ощущение объема и глубины тончайшими градациями еле заметного повышения и понижения высоты, легкими переходами светотени и, наконец, рисунком, который, как и в живописи, становится основой композиционной структуры.
Сложнейшие многофигурные композиции со множеством деталей, разворачивающиеся на фоне великолепной ренессансной архитектуры, упорядочены у Донателло логикой линейной перспективы и в то же время полны тревожной взволнованности, пронизаны прерывистым ритмом множества мелких, дробных линий, мерцанием световых бликов на сложно разработанной поверхности позолоченной бронзы. В этих рельефах Донателло передал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах.
Цикл рельефов «Чудеса Святого Антония» включают:
Однажды Святой Антоний попросил одного еретика, чтобы тот три дня подряд не кормил своего осла. После этого животное привели на площадь, где уже ждал Антоний с дароносицей в руках; рядом с ним на земле лежала связка сена.
Ослик сначала склонил голову перед Святыми Дарами и лишь потом с жадностью начал поглощать еду.
Антоний сказал еретику: «Если голодное животное не пало пред Телом Христовым на колени, то следует винить в этом не Таинство, а мои грехи».
На похоронах одного жадного ростовщика Святой Антоний выбрал темой своей проповеди место Писания «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Евангелие от Матфея 6:21).
«Покойный возлюбил не Бога, а деньги, - сказал Антоний,- Сердца же не имел в груди, оно спрятано в копилке с монетами».
Родственники умершего незамедлительно открыли ларец с деньгами и были потрясены, обнаружив там сердце усопшего.