Первым достоверным из дошедших до нас произведений Донателло является его мраморный «Давид» в Национальном музее Барджелло, Флоренция.
Эта статуя была выполнена для контрфорса флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре в 1408-1409 годах, как парная к статуе пророка Исайи Нанни ди Банко. Затем, вероятно из-за небольшого размера для такого отдаленного от зрителя расположения, по приказу синьории в 1416 году ее переместили в Палаццо Веккьо, там мастер дорабатывал статую, вероятно, в это время была добавлена надпись - «PRO PATRIA FORTITER DIMICANTIBUS ETIAM ADVERSUS TERRIBILISSIMOS HOSTES DU PRAESTANT AUXILIUM», в XVIII в. она оказалась в Уффици, а в конце XIX в. – в Национальном музее.
Традиционно Давида изображали в виде мудрого царя преклонных лет - со свитком законов в руках, или псалмопевца - с лирой. Образ юного Давида-победителя был связан с памятью об избавлении Флоренции от миланской угрозы и о победоносной войне с неаполитанским королем Ладислао Дураццо. В трактовке Донателло Давид показан юным воином, торжествующим свою победу над гигантом Голиафом.
Статуя полна жизни и изящества, но хотя скульптор опирается на античные традиции, но еще прослеживается сильное влияние традиций треченто. В этом произведении начинающего мастера уже чувствуется характерное для зрелого периода его творчества стремление к соединению элементов классического и готического искусства.
Статуя рассчитана на обозревание спереди. Давид изображен в изящной непринужденной позе, левая рука упирается в бок и изящно придерживает обвивающий плечи плащ из шкуры льва. Голова Давида увенчана венком из листьев амаранта — античного символа неувядающей славы храбрых, эта деталь была, несомненно, подсказана Донателло знатоком античной литературы, вероятно, его другом Никколо Никколи - таким образом украшали статуи Ахиллеса, Язона, Геркулеса. Узкое миловидное Давида, напоминающее лик античного Вакха, сочетает юношеское упорство и чувственность. Во многом статуя еще связана с традициями средневекового готического искусства — изгиб фигуры, изящные конечности, лишенное индивидуальности миловидное лицо.
Донателло пытается решить сложные проблемы, ощущается стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве, складки драпировки превосходно выявляют рельеф ноги, одежды уже не маскируют, а отчетливо обрисовывают фигуру юного героя.
Эта статуя юного героя с головой побежденного Голиафа под ногами в качестве военного трофея - первая в творчестве Донателло из ряда статуй героической тематики.