В 1408-1415 годах разными скульпторами были созданы статуи четырех Евангелистов для фасада кафедрального собора во Флоренции - Иоанн Богослов, покровитель цеха шерстяников, работы Донателло, а также Св. Лука - Нанни ди Банко, Св. Марк - Николо Ламберти, Св. Матфей - Чуффаньи (1410-1415), ныне они находятся в музее Собора, Флоренция.
Статую сидящего Иоанна Богослова по праву считают первой ренессансной скульптурой, в которой было выражено новое гуманистическое представление о человеке. В эпоху третеченто скульптуры являли собой бестелесные образы, то Донателло наделяет их реалистичными, земными характерами. С этой статуи начинается плодотворный этап в жизни мастера, открывшего новую эпоху в искусстве, он создает один шедевр за другим,
Когда строительная комиссия в 1408 году распределяла заказы на статуи четырех Евангелистов, молодому Донателло достался брус каррского мрамора, добытого в 1405 году, высокий и широкий, но небольшой глубины - не превышающей полметра - достаточной для готической скульптуры, но явно малой для более реалистичного изображения сидящего человека, и потому скульптура, по сути, представляет собой горельеф. Донателло решил проблему, выбрав положение для фигуры с косым поворотом ног, противоположном повороту головы, вместе с тем ввел скрытую напряженность в пассивно сидящей фигуре.
Мужественный образ Иоанна поражает сочетанием твердости и серьезности, с энергией и пылающей внутренней силой.
Сидящий Апостол – это крепкий, мощный старик, с могучими рукам, исполненный сдержанного достоинства и благородства. Массивная голова, мужественное, сильное лицо, в обрамлении крупных, как бы струящихся прядей волос и бороды, пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом, по праву сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником этого грандиозного творения Ренессанса.
Фигура Евангелиста полна спокойствия, а не скованности. Сквозь массу глубоких, тяжелых складок вырисовывается сильный торс. По сравнению с ним «Св. Лука» Нанни ди Банко кажется более хрупким, более пропорционально сложенным, в нем нет донателловской мощи.
Сначала статуя Иоанна находилась сбоку от главного портала, сейчас – в левом нефе собора.