Впервые Вазари упоминает в 1568 году статую Меркурия авторства Донателло, хранящуюся в доме Джованни Батиста д'Агнол Дони. В XVIII веке семейство Донни выставило ее на продажу как этрусское божество. Сейчас это произведение называют «Амур-Атис», ныне хранится в Национальном музее Барджелло, Флоренция.
Это изображение обаятельного пухлого, крепкого малыша, полного торжествующего веселья. Он стоит, подняв вверх руки, и улыбается. Следы позолоты обнаруживаются на поясе, волосах и крылышках.
Все работы Донателло отличаются исключительной понятностью и воспринимаются с первого взгляда, так что не требуют комментария, но «Амур-Атис» является исключением.
В статуе отчетливо проявляются античные веяния, в нем столько заимствованных противоречивых атрибутов, довольно своевольно объединенных, однако все вместе они не фигурируют ни в одном античном памятнике: крылья, хвостик сатира, пояс, украшенный изображением гирлянды из фруктов, цветок в волосах, полуспущенные штаны, крылышки на ногах, которые обвивает змея. Поэтому его определяли и как Меркурия (Вазари) и как Персея (Чинелли, 1677); Сатира (из-за хвостика) и как Купидона (возможно, в руках держал лук и стрелы) и как фавна; и как Айона и Приапа, как Пана, юного Геркулеса (змея под ногами), Атиса, возлюбленного богини Кибелы.
Создается впечатление, что мастер стремился отлить из бронзы фигуру жизнерадостного озорника, весело улыбающегося и преисполненного детской энергии - в последний период своей жизни он уже больше не создавал подобных ренессансных образов.
Несомненно, «Амур-Атис» был создан тот же период, что и путти рельефов кафедры флорентийского собора и собора в Прато, и датируется до 1440-го года, как и два канделябра с ангелами.