www.donatelo.ru

Донателло
Скульптуры и биография

Бронзовая статуя Давида, скульптор Донателло (1430-е)

Бронзовая статуя Давида. Скульптор Донателло / www.donatelo.ru

Второй период. Расцвет творчества Донателло (1433-1443)

Среди творений Донателло особенно замечательна бронзовая полутораметровая статуя юного Давида - первое изображение свободно стоящего обнаженного человеческого тела в скульптуре Возрождения.

Статуя Давида была создана в наиболее классический период творчества мастера, вероятно, для фонтана посредине внутреннего двора палаццо Риккарди-Медичи. Впервые она упоминается, стоящей на этом месте, в отчете о свадьбе Лоренцо Медичи в 1469 году. После падения Медичи и конфискации дворца в 1495 г. статую перевезли во двор Палаццо Веккьо и установили на мраморной колонне, в 1777 передали в Галерею Уффици, сейчас хранится в Национальном музее Флоренции.

Библейский пастух, победитель великана Голиафа, впоследствии самый знаменитый царь Израильский - один из самых распространенных героизированных образов Итальянского Ренессанса, в целом тема героя-победителя – излюбленная тема этой эпохи. У Донателло обнаженное тело впервые увидено глазами гуманиста, как совершенное творение природы, наделенное живой, естественной красотой, скульптор гениально переработал античные образцы в духе своего времени.

В облике юного героя, в легкой неправильности черт еще не потерявшего детской припухлости лица, характерной юношеской угловатости телосложения есть та верность натуре и жизненная конкретность, которую Донателло воплотил в ином, заостренно-экспрессивном и драматическом ключе в пророках кампанилы. Задумчивое выражение лица Давида, его расслабленная поза, жесты — всю сцену, до мельчайших подробностей, отличает необыкновенная живость и непосредственность.

Мальчик с гибкой фигурой и длинными волосами, ниспадающими на плечи, стоит в несколько самоуверенной и пассивной позе, его левое плечо приподнято, голова слегка наклонена, корпус немного изогнут, тяжесть тела покоится на правой ноге. В правой, полусогнутой руке он держит меч, опирающийся на шлем, в левой — камень от пращи; левой ногой попирает отрубленную голову Голиафа, символ поверженной гордыни, шлем которого украшает сценка с путти, тянущими колесницу, которые выглядят усталыми и немного подвыпившими, на что намекают два сосуда с вином; подножие статуи Давида окружает лавровый венок.

Фигура Давида на редкость свободно развернута в пространстве, он спокойно стоит в небрежной позе, глядя сверху вниз и выражает то радостное спокойствие, которое поражает нас в греческих произведениях. Одежду Давида составляет лишь простая войлочная пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком, и богато украшенные поножи.

В средние века почти на тысячу лет обнаженная фигура как нечто греховное была практически исключена из сферы искусства. В некоторых случаях ее допускали, как например, Адам и Ева в сценах «Грехопадения» или «Изгнания из рая», но при этом в нагом теле подавлялся всякий намек на чувственность и естественность, а также при изображении декоративных фигурок младенцев и гениев. После «Давида» Донателло обнаженная фигура стала неотъемлемой частью нового гуманистического искусства. Скульпторов Высокого Возрождения больше привлекало изображение цветущей и мускулистой наготы. В статуе Давида сохраняются отголоски готики - в постановке фигуры, характерного готического изгиба тела, движении тонких, в лице, склоненное и прикрытое полями шляпы. Но все же в этой статуе Донателло воплотил смелый порыв, динамизм, одухотворенность, более чем в ранних и поздних своих произведениях. По сути эта фигура завершает период закладывания основ Возрождения и знаменует начало новой эпохи в истории итальянского искусства.