www.donatelo.ru

Донателло
Скульптуры и биография

Медальоны в Старой сакристии церкви Сан Лоренцо, скульптор Донателло (1428-1443)

Второй период. Расцвет творчества Донателло (1433-1443)

Декорирование Старой сакристии в церкви Сан Лоренцо (1428-1443)

Медальон с изображением мучеников Стефана и Лаврентия. Скульптор Донателло / www.donatelo.ru Для Старой ризницы церкви Сан Лоренцо Донателло выполнил восемь медальонов из раскрашенного стука, вероятнее всего, по настоянию заказчика. В этих медальонах мастер продемонстрировал неведомые до него богатые возможности пространственного построения рельефа. Особенная прелесть медальонов Сан Лоренцо состоит в редком для Донателло использовании полихромного рельефа, так обогатившего строгую архитектуру Раннего Возрождения, созданную Брунеллески.

Медальоны с изображением сцен из жизни Иоанна Богослова

Четыре медальона с изображением сцен из жизни Иоанна Богослова - святого покровителя умершего Джованни ди Аверардо - находятся на парусах, над гербами Медичи. Донателло располагает фигуры героев в обрамлении архитектурных декораций, умело используя перспективу:

«Видение Святого Иоанна Богослова на острове Патмос»

«Воскрешение Друзианы»

На медальоне «Воскрешение Друзианы» изображен зал с арочными проемами окон, через которые видно небо с плывущими облаками.

«Освобождение Святого Иоанна Богослова из котла с кипящим маслом»

«Вознесение Святого Иоанна Богослова на небо»

В композиции на последнем медальоне, «Вознесение Святого Иоанна Богослова на небо», архитектура еще более напоминает театральные подмостки, подчеркивая глубокое расположение фигуры Иоанна.

Медальоны Донателло изготовил из стука, в очень низком рельефе, не сильно возвышающихся над плоскостью парусов, в свободной композиции. В легкой манере мастер изобразил на них сложные архитектурные комплексы, пейзажи, свободно размещенные группы людей, главного персонажа - Иоанна - обычно в центре композиции. Медальоны, особенно в сочетании с гербами рода Медичи перегрузили композицию интерьера. В результате их размещения паруса утратили первоначальную легкость, свойственную интерьерам Брунеллески.

Медальоны с изображением четырех Святых Евангелистов

Четыре медальона с изображением сидящих Евангелистов расположены в люнетах над средними окнами.

«Святой Евангелист Матфей»

«Святой Евангелист Марк»

«Святой Евангелист Лука»

«Святой Евангелист Иоанн»

Фигуры Евангелистов вылеплены в более высоком рельефе, в манере, приближенной к традициям византийских миниатюр. Евангелисты изображены сидящими за кубическими столами со статуями - символами. Все они поглощены работой - пишут, читают, размышляют над книгами, все столы и кресла украшены античным орнаментом.

Фигуры прорисованы в естественных свободных позах, в них Донателло реализовал свои умения развертывать на плоскости рельефа в перспективе не только изысканные архитектурные декорации, но и сложные позы человеческого тела.

Медальоны над дверями

Над дверями алтарной стены Старой сакристии скульптор поместил два рельефа с изображением стоящих фигур святых покровителей фамилии Медичи:

«Святые Косьма и Дамиан»

«Мученики Стефан и Лаврентий»

Фигуры святых изображены в момент оживленного диспута, заключенные в широкие арочные обрамления с орнаментом. Вполне естественно, что Брунеллески был не в восторге от этого, поскольку стенные проемы между пилястрами стали слишком перегруженными.